Уведомительный характер проверок, судя по документам, идет вразрез с инициативами российского президента, направленными на снижение административного давления в сфере бизнеса. «Эти исключения, за которые сражаются контролирующие органы, считает Владислав Корочкин - вице-президент общественной организации «Опора России», отбрасывают на несколько лет назад систему отношений между бизнесом и государством.
Закон, который регламентирует количество проверок, был принят по инициативе Медведева, потребовавшего в 2008 году от правоохранительных органов и всякого рода властей «перестать кошмарить бизнес». Ко всему прочему прокуроры в последнее время реже стали давать согласие на проведение внеплановых проверок бизнеса. Так, например, в первом полугодии нынешнего года прокурорами были рассмотрены порядка шестнадцати тысяч обращений контролирующих органов всех уровней о согласовании внеплановых проверок, и более 7,5 тысяч было отказано в проведении. Основная причина отказа - отсутствие оснований для организации проверок.
Бизнес категорически против уведомительного характера любых проверок, считая такую постановку вопроса глупостью. Дело в том, что даже плановая проверка, которая по обыкновению проводится один раз в три года, позволяет проверяющим органам убедиться в безопасности судна. Кроме того, любой надзорный орган в рамках действующего законодательства имеет право инициировать проверку при возникновении у них подозрения на какие-то нарушения безопасности. Для этого всего-то и надо, что подать документы в прокуратуру, – говорит Корочкин. Эти проверки, как правило, обходятся весьма дорого: из-за невозможности контролировать самих проверяющих, случаются частые «перегибы». А уведомительный характер проверок – это пожарная мера, необходимая в настоящее время из-за случившейся недавно трагедии.
В целом же следует серьёзно заняться самой системой, предоставляя больше полномочий саморегулируемым организациям.