Дальние пассажирские перевозки осуществляются автобусным, железнодорожным, водным и воздушным видами транспорта. В дальнем сообщении экономически развитых стран мира преобладают скоростные виды транспорта, среди которых первостепенное место отводится, прежде всего, воздушному, а также скоростному железнодорожному транспорту, который в России, к великому сожалению, в сегодня практически не представлен. Скоростные пассажирские перевозки в нашей стране осуществляются преимущественно авиацией.
Ее роль исключительна из-за большой географической протяженности российской территории, а также из-за слабого развития скоростной наземной транспортной инфраструктуры. Однако гражданская авиация России в последнее время стала элитным видом транспорта по причине постоянного повышения цен на авиабилеты. Услуги авиации сегодня доступны 10-15% населения России. Наиболее обеспеченные граждане совершают, как правило, несколько перелетов в год, что и создаёт впечатление относительно высокого объема перевозок, достигших в 2006 г. порядка сорока миллионов пассажиров, а в 2007 г. - порядка сорока пяти миллионов пассажиров (включая рейсы за границу). Коэффициент подвижности населения в России, при этом, составил в 0,32 полета в год (отношение объема перевозок за год к численности населения), т.е. почти каждый третий житель России формально в течение гола воспользовался услугами аэрофлота. Однако в действительности в секторе внутренних авиаперевозок России уже не первый год наблюдается глубокий кризис.