Разумеется, соответствующие отчисления недополучит и государственный бюджет страны. А львиная доля транзитных грузов будет направляться грузовладельцами в обход Украины, главным образом через порты России и территорию Беларуси (железные дороги этих стран имеют статус таможенного перевозчика), поскольку только у нас грузоотправителю "предлагают" дополнительно потратить время и деньги за пересечение границы.
Кроме того, из года в год железнодорожники устанавливают тарифные скидки для грузоотправителей, а таможенники, в свою очередь, отпугивают их своими пограничными «наценками». Владельцы грузов жалуются на обременительные и длительные процедуры пересечения границ, коррупцию на таможне, и низкую гарантию сохранности перевозимых грузов. Непрозрачность таможенных и пограничных процедур при пересечении границы создает значительные барьеры для торговли, что не дает возможности Украине полностью реализовать свой транзитный потенциал.
В связи с этим, от эффективного сотрудничества "Укрзализныци" и таможни будет зависеть дальнейшее развитие железнодорожного транзита. Эксперты считают, что наиболее прогрессивным решением проблемы слаженных коммуникаций "Укрзализныци" и ГТСУ может стать возвращение "Укрзализныци" статуса таможенного перевозчика, что увеличило бы грузопоток.
Внесение железных дорог в реестр таможенных перевозчиков, согласно статье 184 Таможенного кодекса Украины, позволит решить проблемные вопросы, связанные с предоставлением финансовых гарантий таможенным органам при перевозках подакцизных товаров и товаров, к которым применяются меры гарантирования доставки при ввозе на таможенную территорию Украины.
"Первой ласточкой" в решении этой проблемы стало решение правительства Украины по упрощению таможенных процедур для курсирующего от моря до моря поезда "Викинг".
"Правительство специально поручит нашим таможенникам значительно упростить таможенные процедуры для поезда "Викинг". Нам выгодно, чтобы этот маршрут заработал на полную мощность", - отметил премьер-министр Украины Николай Азаров.
Кроме того, по его словам, участвовать в проекте "Викинг" заинтересованы непосредственные участники проекта – Беларусь и Литва. Однако принять участие могут еще Сирия, Ливан и Турция.