Последнее десятилетие наметилась тенденция снижения популярности железнодорожного транспорта по сравнению с автобусами. Такой вывод сделали эксперты Института экономических программ и социальной политики Высшей экономической школы. Ими были исследованы российские проблемы и перспективы развития систем пригородных пассажирских перевозок.
Из информации, представленной Сергеем Смирновым, директором упомянутого института, с двухтысячного года в РФ пригородные железнодорожные тарифы выросли в среднем в 4,7 раза, тогда как автобусные тарифы увеличились только в 3,3 раза. И это при увеличении средних потребительских цен по стране примерно в 2,5 раза.
Данный факт привёл к сокращению пассажирооборота на пригородном железнодорожном транспорте на 20%. Причинами снижения пассажирооборота, по мнению экспертов, является снижение доступности поездок, которые не связаны с трудовой деятельностью, и снижение возможности совершать маятниковую миграцию (имеются в виду малообеспеченные слои населения и пенсионеры). Центральным местом этой программы является необходимость сбалансированности социально обусловленных и экономически обусловленных тарифов, которые позволили бы людям из пригородов ездить на работу. И решить этот вопрос должно государство путём полной компенсации выпадающих доходов, которые возникли в результате государственного регулирования тарифов. Это позволит компаниям выйти на уровень работы без убытков. Минимизация финансовых рисков, считают эксперты, может быть достигнута только таким путём.