Фуникулер

 

Название «фуникулер» происходит от латинского слова funiculus, что означает «веревка» или «канат». Под этим словом подразумевается вид транспорта на канатной тяге, который предназначен для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния. Как правило, фуникулеры устанавливаются на склонах холмов или гор, т.е. на довольно крутой плоскости. Уклон трассы одного из австралийских фуникулеров составляет более 55 градусов по отношению к земной поверхности. По схожей системе работают подъемники на горнолыжных курортах.

Двигатель фуникулера не находится непосредственно в вагонах (обычно их всего два), а на специальном участке станции. В середине маршрутного пути для вагонов предназначен разъезд, т.е. путь имеет Х-образную форму. Каждый вагон имеет специфическую форму для своей линии, на вагонах существует разметка (например Л – левый и П - правый в киевском фуникулере).Если поменять вагоны местами они будут смотреться несколько нелепо, к тому же будут нефункциональны. Что касается внешнего вида фуникулера, то он выглядит как надземный тоннель, имеет две платформы и две станции – верхнюю и нижнюю, между которыми проложены пути.

Особенностью фуникулера является четкий набор требований для его строительства. С точки зрения финансовых вложений он стоит дешевле трамвайной линии или метрополитена, но в обязательном порядке требует крутизну склона и размер трассы не менее десяти метров. Нет необходимости устанавливать его в местах с оживленным пассажиропотоком, так как он имеет довольно низкую вместительность.

Именно поэтому многие фуникулеры сейчас имеют по большей части декоративное значение. Это место паломничества туристов, возможность быстро подняться и продолжить экскурсию. Из-за такой популярности в многих городах в последнее время начали реставрировать и возвращать на свое исконное место фуникулеры, как это произошло в Нижнем Новгороде в 2006 и в Одессе в 2005 году. Разница меду этими двумя отстроенными достопримечательностями заключается в стиле выполнения. Новгородский фуникулер это трамвайчики в стиле ретро, которые навевают соответствующие ассоциации, а одесский фуникулер вдоль Потемкинской лестницы это современная кабина в стиле хай-тек, которая поднимает всех желающих и дает возможность в воздухе насладится замечательным видом порта. Как правило, оплата за вход на фуникулер невысока.

У фуникулера имеется много родственников. Вот, например, в Хайфе и Стамбуле местные фуникулеры частенько называют метро, так как размещаются они под землей. У Кармелита в Хайфе также наличествует несколько станций (шесть), маршрут его намного длиннее, чем у других фуникулеров мира. Поднимается он вдоль горы Кармель, практически весь маршрут однопутный. Вместимость поезда – 400 человек, хотя реально им пользуется намного меньшее количество людей. Путаницу с определением Кармеля к одному или другому виду транспорта внесло и вхождение его в книгу рекордов Гиннеса как самого маленького подземного транспортного средства. Интересно то, что Кармель – одно из самых тихих рельсовых транспортных средств.

Кстати, экономическая проблема фуникулера так и не решена. Правительство Хайфы уже неоднократно пыталось внести какие-то изменения в пользовании Кармелем, чтобы увеличить пассажиропоток, а по причине банкротства была закрыта линия канатного трамвая (в общем-то, ближайшего родственника фуникулера) в Нью-Йорке. Нередко единственным выходом из сложившейся ситуации является электрификация путей и преобразование фуникулера в надземное или подземное метро.

Все виды транспорта
 
 
(c) История видов транспорта на www.lifetransport.ru
Пишите нам: road@lifetransport.ru