Интерес к авиации прослеживается со времен Леонардо да Винчи – самолет, разработанный по его проекту, Daedalus 88, в 1988 году пролетел 115 километров. Но, как бы то ни было, настоящий прогресс по части полета на тяжелый машинах начался только в середине девятнадцатого века. В 1842 году англичанин В.С. Хенсон запатентовал дизайн машины, которая очень напоминала современный моноплан. Другой англичанин – Джон Стрингфеллоу, разработал модель самолета, которая считается первой взлетевшей машиной, а В.Ф. Венхэм (тоже, как ни странно представитель северного Альбиона) производил первые эксперименты с аэродинамической трубой. Во Франции Альфонс Пенно осуществлял удачные полеты на моделях аэропланов, а Клемент Адер добился того, чтобы моноплан с механическим приводом, сделанный по схеме летучей мыши, совершил свой первый полет (в 1890 году он пролетел всего 45 метров, а 1897 – уже 280 метров). В США разработкой самолетов занимались С.П. Лэнгли, Октав Чаньют и Отто Лилиенталь.
После полетов на ЛА легче воздуха: воздушных шарах и планерах, человечество к началу двадцатого века начало делать семимильные шаги в тяжелой авиации. Первый удачный полет на аэроплане был произведен 17 декабря 1903 года братьями Орвиллем и Вилбуром Райтами. В России Сергей Алексеевич Чаплыгин (1869 - 1942) и Николай Егорович Жуковский (1847 - 1921) в своих исследованиях аэродинамики пришли к концептуальным выводам и организовали всемирно известную школу в Санкт-Петербурге. В 1881 Александр Федорович Можайский (1823 - 1890) получил патент на круглый аэроплан с пропеллером, функционировавший на паровом двигателе, который разбился в 1885. С 1909 по 1914 год прогресс России в аваиконструировании был значительным. Русский авиаконструктор Яков Гаккель привлек к себе внимание мировой общественности за разработку одноместного биплана с мотором. В 1910 Борисом Юрьевым был спроектирован один из первых вертолетов в мире. Но главный прорыв случился в 1913 году, когда был разработан первый тяжелый русский самолет с четырьмя моторами - «Илья Муромец». В 1915-16 годах имели место исследования, касающиеся гидро- и криопланов. В 1923 Сергей Иванович Сикорский построил одну из самых известных авиазаводов.
Первые самолеты обходились довольно дорого, но Первая мировая война создала спрос на исследования и разработки в сфере авиации. После окончания военных действий авиатехника начала дешеветь, для публики проводились авиашоу, а в середине двадцатых годов ХХ века появилась авиапочта. Бесстрашные пилоты завоевали восхищение публики, среди них был и Антуан де Сент-Экзюпери. Технологические эксперименты с аэродинамической трубой, усовершенствованием топлива и конструкции привели к началу производства больших, быстрых и выносливых самолетов. Перевозка пассажиров стала делом прибыльным, появились маршруты в другие страны. В 1939 году был совершен первый трансатлантический рейс, во время которого перевозилась и почта и пассажиры.
Начало Второй мировой вмешалось в коммерческое использование самолетов, но уже в 1947 году были созданы основы современной авиации: реактивное движение, обтекаемость формы самолета, радар и другие. Самым ярким примером трансформации военных технологий в гражданские является, наверное, компания Boeing, которая была небольшим поставщиком военной авиатехники, а сегодня стала крупнейшим производителем самолетов. Перевозки на транспорте с реактивным двигателем начались в 1952, первой «ласточкой» была British Overseas Airways Comet, проделавшая путь из Лондона в Йоханнесбург. Сегодня самолеты разделяются на реактивные и турбиновинтовые. Полет контролируется специальными системами, которые опираются на деятельность компьютеров и электроники. Полеты на реактивных самолетах существенно уменьшились, так как для них требуется большее количество топлива, а взлет связан с сильными шумами.
В мире существует пять крупнейших производителей авиатранспорта: в Европе это Airbus, в США – Boeing, в России – конструкторское бюро Туполева (Объединенная Корпорация Авиастроительства) в Канаде – Bombardier и Embraer в Бразилии. Двое последних сосредоточили свои усилия на производстве техники для локальных рейсов, а остальные конструируют технику для крупных авиалиний. Самое большое количество рейсов в день по статистике происходит на самолете Боинг 747.
Из-за большого спектра видов деятельности, тяжело описать гражданскую авиацию в двух словах: сюда включены бизнес-рейсы, частная авиация, летные уроки, полеты на воздушных шарах, парашютах, парапланах, воздушная фотография, чартерные рейсы, полицейские патрульные рейсы и рейсы пожарной охраны, оказание воздушной скорой помощи и другие.
Также в разделе: