История транспорта

 

История транспорта ненамного меньше веков, чем само человечество. Без транспорта не случилось бы многих вещей и даже чудес света, ведь огромные блоки для постройки пирамид египтяне, как считают некоторые ученые, подвозили именно на телегах. Первые телеги покатились по Азии и Европе в 4-3 тысячелетии до н.э.

Для местных перевозок до рек и портов, а также для путешествий в далекие страны, люди пользовались караванами. К концу эры Римской империи главным сухопутным транспортом стали караваны ослов, мулов и лошадей, но, по большей части, в роли движущей силы выступали верблюды. Нагружали на верблюда от 550 до 660 фунтов груза, скорость каравана составляла 4-5 километров в час, и дневной переход составлял 25-35 километров. Караваны существенно отличались по размерам, в зависимости от нужд и возможностей людей и животных. В 1820 году до постройки Суэцкого канала, в состав Суэцкого каравана входило пятьсот верблюдов, в 1847 году караван Багдад-Дамаск состоял из тысячи-двух тысяч верблюдов, а в обратный путь отправлялось 800 -1 200 голов. В семидесятые года девятнадцатого века около пятнадцати тысяч груженых животных осуществляло три похода Иран-Турция (Табрис-Трабсон). За один поход они перевозили столько груза, сколько бы поместилось на семи-восьми гребных суднах. Конечно же, по сравнению с теми объемами, которые позже перевозились в период промышленной революции, все это кажется ничтожным, но по параметрам древней цивилизации это были героические походы. Как и корабли, караваны часто подвергались нападениям разбойников, иногда к сопровождающим караван могли примешиваться диверсанты, часто это случалось еще перед началом путешествия.

Первой окончательно сформировавшейся системой транспорта как таковой был транспорт водный. В отличие от караванов гребные судна перемещались намного быстрее и за день могли проделать недельный путь каравана. Ввиду того, что в гребцы нередко отправляли в наказание за преступления, оплата труда и резервы для работников были ничтожно малы, поэтому стоимость переправки груза здесь была намного меньше, чем при перевозке караваном. Однако у водного транспорта тех времен имелся существенный минус – очень много товаров, иногда вместе со своими хозяевами, просто не доплывали до пункта назначения. Морское пиратство было развито долгие годы и существенно мешало на транспортных развязках. Конечно же, предпринимались соответствующие меры со стороны государственных мужей, но пиратство под корень это не устранило. И все же, невзирая на риск быть обворованными или просто потеряться в морских пространствах, до середины девятнадцатого века водный транспорт занимал лидирующее положение по перевозкам.

Девятнадцатый век знаменовался изобретением парового двигателя и усовершенствованием водного транспорта. Позднее на смену ему пришел транспорт железнодорожный, который расставил все приоритеты нового времени. Первый паровоз был запущен в 1804 году и с тех пор прошло множество изменений, а колеями железных дорог страны покрылись словно мелкой сеткой. На начальном этапе железнодорожный транспорт подвергся тому же риску, что и водный: на дорогах процветало грабительство, но все же ограбить поезд было технически сложнее, зато в плане наказания намного ощутимее, поэтому уже через столетие такой промысел исчерпал себя.

Такие удобные поезда во время Первой и Второй мировой войны стали менее актуальными в мирное время. С появлением авиации, а, особенно, после наладки системы авиапочты, человечество вновь пересело на более быстрый транспорт. Так в середине двадцатого века полностью сформировалась та схема использования транспорта, по которой мы живем и сейчас: внутригородской транспорт состоит из автомобилей и общественного транспорта, а внешний – из железной дороги, авиации, автобусов и автомобилей. Сам по себе автомобиль начал новую эру человечества, изобретения Даймлера и Бенца в 1885-86 годах (дизельные и бензиновые самодвижущиеся средства) за считанные годы получили бешеную популярность. Наряду с ними существовали и паровые машины, одна из которых в 1906 году установила рекорд скорости (203 км/ч) и электромобили.

Читайте далее:

Все виды транспорта
 
 
(c) История видов транспорта на www.lifetransport.ru
Пишите нам: road@lifetransport.ru