Троллейбус
Идею введения троллейбусного движения в Москве подал Лазарь Каганович. Первый троллейбус мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. В салоне у него имелось 37 мягких кресел для сидения, зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа; под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. Регулярное движение единственного троллейбуса началось 15 ноября 1933 года.
В январе 1934 года первую линию продлевают в центр; а в декабре заканчивают постройку второй линии. В конце 1934 года по городу уже курсировали 36 машин. В 1935 году открыли троллейбусное депо, куда были переведены все троллейбусы. В ноябре этого же года вводят в эксплуатацию третью троллейбусную линию. В 1936 году, в связи со снятием трамвая с северной части Садового кольца, началось движение троллейбусов по новой линии "Б".
Летом 1937 г. из Англии были присланы два трехосных троллейбуса фирмы EEC, один из которых был двухэтажный. С 1937 г. "англичанин" стал курсировать по "первому" маршруту. По образу и подобию этой машины Ярославский завод в 1938 -1939 годах выпустил 10 советских двухэтажных троллейбусов, которые были пущены летом 1939 г. при открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки: из центра города до территории выставки. Двухэтажные машины курсировали только по этим двум маршрутам.
С началом войны троллейбус превратился в основной вид городского транспорта в центре города, так как почти все автобусы были реквизированы для военных целей. Также, из-за нехватки грузовых автомобилей часть старых, изношенных троллейбусов переоборудовали в грузовые. Грузовые троллейбусы во время войны перевозили различные товары, от железнодорожных вокзалов и речных портов на склады.
Для восстановления изношенных машин в начале был создан троллейбусный ремонтный завод, который приступил к их капитальному ремонту (первым отремонтировали в июне 1946 г. двухэтажный троллейбус, который бегал по улице Горького до 1953 г.). Тем временем, Тушинский авиазавод N 82 выпустил в начале 1946 года первый цельнометаллический троллейбус МТБ-82 (московский троллейбус, завод N 82), который вышел на улицу Горького уже в феврале. С 1947 года эта модель пошла в серийное производство (всего в 1946 -1950 гг. для Москвы изготовили 510 таких троллейбусов). Это был тот "синий троллейбус" из песни Окуджавы. Теперь он стоит на постаменте в 1-м парке.
В связи со снятием трамвайных линий на центральных улицах города новые троллейбусные маршруты заменили их. Когда началось массового жилищного строительства на городских окраинах в середине 1950-х годов, туда стали прокладываться также новые троллейбусные маршруты. Общая длина троллейбусной сети достигла 1253 км и уже с 1961 года являлась самой протяженной в мире.
В 1970-80-е годы были проложены новые линии во вновь строившиеся отдаленные жилые массивы. Последние новые линии были введены в строй в 1990 году. В последующие годы маршруты только закрывались. Однако, 1990-е годы, помимо застоя развития в Москве, стали временем рождения новых троллейбусных систем в ближайшем Подмосковье. В 1996 открылось троллейбусное сообщение в городах Химки, Видное, Подольск.
В 1997 году начались испытания троллейбуса Икарус-280Т, собранного на Тушинском машиностроительном заводе из венгерских комплектующих. В это время в Москве действовали 85 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 1273 км. Если в 1950-е годы троллейбус перевозил 21% пассажиров, это был максимум для троллейбуса, то, начиная с 1970-х годов, эта доля стала быстро сокращаться: 17%; 15%; 14%; наконец 9% в 1996 году.
Несмотря на этот общий спад, Москва имеет до сих пор крупнейшее в мире троллейбусное хозяйство, троллейбусы ежедневно перевозят москвичей и гостей столицы по главным радиальным магистралям города.
Читайте далее:
Новые троллейбусы на улицах Перми