Первые суда, ставшие прообразами современных пароходов были построены американским изобретателем Джоном Фитчем ещё в 1780-х годах. Первый приводил в движение вёсла, а не гребное колесо и двигался подобно галере. А на пароходе «Персеверанс», втором из этих пароходов, был использован гребной винт.
В 1788 году пароход «Персеверанс» уже совершал регулярные рейсы, курсируя между Бурлингтоном и Филадельфией. Настоящий речной пароход, имевший гребное колесо и паровой котёл, был сконструирован инженером Робертом Фултоном и спущен на воду в 1807 году. В 1815 году в России стали появляться морские пароходы. Судно «Елизавета» было одним из первых таких судов, мощность паровой машины которого составляла 10 кВт. Парусные суда к этому времени стали уже утрачивать былую популярность в сфере быстрых международных перевозок. От парусных судов пароходы выгодно отличались тем, что их не «тревожила» уже безветренная погода. Первые пароходы передвигались при помощи колёс, находящихся с обеих сторон корпуса корабля. Иногда, правда, имелось только одно колесо, расположенное в центре корабля (прямо в его корпусе). Колёса двигались посредством пара, получаемого от высоких температур, обеспечиваемых топкой, в которой сжигался уголь. А продукты сгорания выбрасывались в атмосферу через трубу. Популярность пароходов была велика во всём мире. Своего расцвета этот вид водного транспорта достиг во второй половине двадцатого века. Он пользовался широкой популярностью ещё и в двадцатом веке.
С целью экономии угля на пароходах первое время устанавливались мачты, чтобы можно было воспользоваться ими в ветреную погоду. Однако позднее от этой идеи напрочь отказались и оставили в конструкции пароходов только паровой двигатель. Со временем гребные колёса были заменены на гребные винты, что оказалось намного эффективнее и увеличило скорость перемещения.