Вода, а если точнее, водные просторы и бассейны, давно стали отличным средством осуществления грузовых, а также пассажирских перевозок. Как и в любом виде транспорта, здесь есть свои требования и нормы, которых следует придерживаться. Все они продиктованы соображениями целесообразности безопасности. Морские и речные перевозки, словно мировая кровеносная система, поддерживают коммуникационную систему мира.
Те государства, которые географически имеют выход в море, всегда уделяли большое внимание международным правилам морских перевозок. У каждой страны имеется собственно морское право, но также есть ряд соглашений с другими странами, которые регулируют международные связи на море.
Так, примерно в девятнадцатом веке между Соединенными Штатами Америки и Великобританией, как между двумя крупнейшими эксплуататорами морских просторов, возникли разногласия по части морского права. Речь о том, что Америка в основном защищала владельцев грузов, то есть, торговцев, в то время как Великобритания определенно была на стороне тех, кто это груз перевозил, тем самым снимая с них практически всю ответственность за то, что они перевозили, то есть, за сохранность грузов. Это и привело к необходимости международного урегулирования норм в такой способ, чтобы они стали едиными для всех. По крайней мере, по части международных перевозок.
Типы аренды
Для морских и речных перевозок характерны, прежде всего, арендные отношения двух типов. Первое – это когда владелец водного транспорта предоставляет его во временное пользование. Само собой, что на платной основе и согласно условиям составленного договора. У него берут, например, на месяц, баржу, затем возвращают. Есть и другой тип аренды. Речь о том, что кому-то необходимо доставить груз из одного пункта в другой. Он просто нанимает транспортировщика, который берет на себя все вопросы транспорта и решает вопросы перевозки. По правилам морских перевозок он будет нести определенную ответственность за своевременную доставку груза, притом, в полной сохранности.
Договор
Договор фрахтования судна, а также договор о морской перевозке груза не во всех странах мира считаются одинаковыми. Многие относят их к разным видам, исходя из соображений, что фрахт или другими словами отправление может осуществлять один человек, в вот уже прием товара в порту места прибытия, соответственно, совсем другой. Тот, кто перевозит, на время транспортировки несет ответственность за груз.
Как и любой вид договора, оформление отношений по части транспортировки грузов должно быть оформлено исключительно в письменном виде. Притом, это правило действует даже для перевозок внутри страны. Такие договора следует нотариально заверять, только тогда в случае нарушения его правил можно обращаться в суд или в морскую полицию. При этом любопытно, что как такового прямого указания, обязывающего к письменному заключению договоров, нет, и не было.