Теплоход

 

Теплоходами были названы суда, передвижение которых обеспечивали двигатели внутреннего сгорания. Зачастую на них были установлены дизельные двигатели. Двигатели для теплохода бывают двух видов: малооборотные и высокооборотные. Малооборотные двигатели работают на гребной вал непосредственно, а высокооборотные – соединяются с гребным валом посредством механической или электрической передачи. Вращение генератора постоянного или переменного тока происходит в случае электрической передачи. При этом электричество, которое вырабатывается таким образом, передаётся на двигатель, приводящий гребной вал в движение. Электрическая передача позволяет осуществлять плавную регулировку скорости вращения гребного винта. Такие теплоходы (с электропередачей) принято относить к классу судов под названием дизель-электроходы. Пуск судовых дизелей осуществляется посредством сжатого воздуха. Тепло выхлопных газов активно используется для выработки пара, идущего на различные судовые нужды: обогрев воды, отопление, выработку электричества и другие. Иногда на теплоходах используют и гидравлическую передачу. Двигатель RTA96-C, судовой дизель, является в настоящее время самым мощным из всех судовых двигателей. Этот четырнадцати цилиндровый двигатель, развивающий мощность в 108920 лошадиных сил, выпускает финская фирма Wartsila (Вяртсиля).

Теплоходы в настоящее время являются самым распространённым типом судов, успешно вытиснившим пароходы. Вот только скоростные суда используют преимущественно турбинную силовую установку, за что они получили название «турбоходы». Но их тоже иногда причисляют к теплоходам. Дизельная электрическая установка довольно часто используется для надводного хода неатомных подводных лодок.

Первые в мире дизельные суда появились в России благодаря братьям Нобель, а точнее их фирме. Эти талантливые братья довольно рано проявили интерес к изобретениям инженера Рудольфа Дизеля. Это произошло в конце ХIХ века. В 1898 году Нобели приобрели чертежи дизеля, мощность которого составляла двадцать лошадиных сил. Спустя несколько лет, после усиленной работы инженерного состава фирмы Нобеля, им удалось создать судовой двигатель повышенной мощности. В 1903 году три таких двигателя мощностью 120 лошадиных сил были установлены на речную нефтеналивную баржу «Вандал», которая была построена на Сормовском заводе и привезена в Петербург. Так появился первый в мире теплоход. Эти двигатели приводили в движение винты посредством электрической передачи, которая состояла из электромоторов и трёх генераторов.

Первый реверсионный дизельный двигатель, способный работать в обоих направлениях, также был создан в России. Он был установлен на подводной лодке «Минога», построенной в 1908году.

Все виды транспорта
 
 
(c) История видов транспорта на www.lifetransport.ru
Пишите нам: road@lifetransport.ru